Первый раз в первый класс: пять трудностей, с которыми может столкнуться первоклассник
До начала учебного года остались считанные дни. Это особенно волнительный период для тех семей, в которых дети пойдут в первый класс. Ведь переход от дошкольной жизни к школьной не всегда бывает гладким. У малыша появляются новые обязанности, которые могут обернуться для него усталостью, раздражением и стрессом.
О трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и о том, как помочь своему ребёнку быстрее адаптироваться к переменам — «Светлые вести» узнали у педагога-психолога третьей школы Юлии Андрейко.
Итак, с чем в первую очередь, сталкивается первоклассник
1. СТРЕСС
Что может возникнуть?
Детям бывает физически трудно высидеть 3-4 урока в день. Двигательная активность сокращается в среднем в 2 раза. Возникает перенапряжение нервной системы и органов ребенка, а также:
· возрастает утомляемость
· появляются головные боли и недомогания
· ухудшается аппетит
· возникают проблемы со сном
· падает иммунитет
Как не допустить?
Соблюдать режим дня, полноценный ночной сон (9-10 часов), по желанию ребенка - дневной сон, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, психологически безопасная обстановка в доме. Организовать свободное личное время, когда ребенок может отдохнуть, порисовать, поиграть, почитать книгу.
2. ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Что может возникнуть?
Ребенок может испытывать трудности в обучении из-за недостаточной развитости психофизиологических функций, на которые приходится наибольшая нагрузка в процессе обучения:
· сложность с концентрацией внимания;
· рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость;
· несформированность учебной мотивации – дети не понимают роли учителя и не способны объяснить, для чего они ходят в школу.
Как не допустить?
Уделять внимание развитию образного мышления, мелкой моторики, пространственных представлений. Помогут занятия музыкой, рисованием, конструированием, лепкой, аппликацией. Приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (нарды, шахматы, шашки). Пройти психофизиологическое обследование.
3. ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Что может возникнуть?
Родители, которые привыкли воспринимать ребенка как лидера и самого успешного в коллективе, будут испытывать недовольство, возмущение, если он с чем-то не справляется. Или родители сравнивают его с собой в школьном возрасте, а также с другими детьми. У такого ребенка может прослеживаться: неуверенное поведение; повышенная тревожность; психосоматические заболевания.
Как не допустить?
Обращать внимание на успехи ребенка, даже незначительные. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Проявлять веру в ребенка, эмпатию и безусловную любовь к нему. Опираться на сильные стороны ребенка. Принимайте индивидуальность ребенка.
4. НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Что может возникнуть?
Первоклассники, у которых прослеживается эмоциональная незрелость, тяжело переживают ограничение двигательной активности. А новые обязанности, требования учителя и школы считают утомительными. Обычно такие дети: с трудом выдерживают статическую нагрузку – 30–40 минут за партой; оставляют дело невыполненным; нарушают дисциплину в классе.
Как не допустить?
Развивать волевые качества ребенка. Расширять обязанности и зону его ответственности. Увеличьте посильные обязанности по дому. Позвольте ребенку действовать самостоятельно, но при необходимости он должен рассчитывать на вашу помощь. Учите его разбивать большие задания на мелкие.
5. СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Что может возникнуть?
Общение особенно тяжело дается тем детям, у которых были ограничены контакты со сверстниками. Иногда дети не знают, как можно поздороваться, познакомиться, попросить о помощи, завести дружбу и общение с одноклассниками. У таких детей проявляется: застенчивость, замкнутость, отсутствие интереса к коллективным играм; ссоры с одноклассниками и отвержение со стороны сверстников.
Как не допустить?
Организовать общение со сверстниками. Предложите совместный поход на мероприятия, прогулки и организуйте общее дело: праздник, спектакль, игры, походы. Поощряйте дружбу и общение со сверстниками. Предупредите классного руководителя об этом, чтобы сгладить проблемы, которые могут возникнуть.
Помните: школа для вчерашнего малыша — это не просто смена режима или необходимость учиться. Это огромный шаг к самостоятельности, взрослению, ответственности. И как он пройдёт — во многом зависит от нас, родителей.